Голые достопримечательности балетных столиц мира

Украсить самые известные города мира скульптурами красивых обнаженных танцовщиков, танцовщиц и артистов цирка. Это ли не настоящий вызов для художника? Это ли не вызов для модели? Вероятно, так размышлял фотограф Джордан Мэттер (Jordan Matter). Можно только догадываться, каким образом удалось уговорить балерин и акробатов позировать голыми посреди ночных улиц, машин и случайных прохожих. Дело не только в обаянии. В большинстве европейских стран и в США публичное обнажение считается мелким хулиганством. За такое правонарушение полиция может припроводить нарушителя в участок. Там, в клетке, модели придется провести ночь с настоящими уличными дебоширами и преступниками. А утром — предстать перед судом и получить позорное наказание в виде штрафа или исправительных работ.

Одна из причин, почему десятки танцовщиков согласились участвовать в проекте — это другое, отличное от России, отношение к обнаженному телу на Западе. Другое отношение к сцене. У нас «служат сцене», в то время как во всем мире — все наоборот. Балет в России застыл. Классические постановки, декорации, костюмы «Лебединного озера», «Весны священной», Конька горбунка» и других славных отечественных творений, словно сковали артистов. За 300 лет присутствия балета в русской жизни он никогда не был столь консервативен. И даже приход модерна и новых форм танца не изменило закрытое от мира сообщество людей, где действуют отличные от реальности «высоконравственные» принципы. А только увеличили пропасть. Актеру балета не дозволительно танцевать что-то, помимо балета в «ортодоксальном» стиле. Если балерина будет позировать для мужского журнала, от нее отвернутся коллеги и постановщики. Помню, как в постановке «Спартака» в Михайловском театре оперы и балета принимали участие мои модели. Три девушки два или три раза появлялись на сцене топлес. И все потому, что никто в труппе не мог повторить столь рискованный трюк. А «за закрытыми шторами», — занавесом, в антракте актеры и актрисы просили девушек сфотографироваться вместе с ними на камеру телефона.

И, наоборот, западный театр чертовски трудно борется за избалованного зрителя. Ищет все новые формы. Примеряет непривычные амплуа. Смешивает стили, жанры.

Долгое время нам рассказывали о разрушительном влиянии капитализма на культуру. Но время показало, что утрачивая шаблоны балет обретает новые художественные формы и повестовательный смысл.

Свет проникает в наш мир. За последние несколько лет известные постановщики сделали несколько премьер в России с участием, в том числе, отечественных танцоров. Вот почему проект Dancers After Dark стартовал в Нью-Йорке.

Еще одним фактором, который позволил фотографу Джордану Мэттеру привлечь к своей идее талантливых исполнителей, стал его прошлый удачный опыт.  Один из его самых известных  фотопроект «Танцоры среди нас» (Dancers among us).

Обратите внимание, что в новом проекте (Танцоры после полуночи) фотограф повторно использовал похожую площадку
И этот снимок нашел свое продолжение в обнаженном проекте

Кстати, был в том проекте и откровенный этюд

А вот — прямая отсылка к классической фотографии

В качестве бэкграунда, отправной визуальной идеи проект использовал классические снимки:

FRANCE. Paris. Place de l’Europe. Gare Saint Lazare. 1932.
Elliott Erwitt France Paris 1989

Проект «Танцоры после полуночи» (Dancers after dark) появилась в прошлом, 2016 году. Ее назвали «эпотажной», хотя эта характеристика носит скорее рекламный характер.

Масштабность некоторых работ просто поражает

Проект «Танцоры после полуночи» (Dancers after dark) появилась в прошлом, 2016 году. Ее назвали «эпотажной», хотя эта характеристика носит скорее рекламный характер.

Недостатки освещения улиц и домов фотограф превратил в достоинства своего мастерства

Джордан умеет искать и находит точки съемки, выражающие символы и дух городов
Автор и герои умеют использовать любые погодные явления
Иногда снимках воплощают рекламные грезы

Казалось бы конщунство снимать обнаженную пару на фоне христианского собора. Но этот храм служит и символом человеческой любви.

Автор активно использует в работах уникальные объекты архитектуры

Акробатическая красота… городов
В снимках фотографа есть прямые отсылы к классическому искусству
Заметно, что чаще всего автор прибегает к умеренному риску для безопасности и здоровья моделей
На снимке видно, как аккуратно исправлена цветовая температура, позволяющая скрыть покраснения и посинения кожи моделей, позирующих на холодном воздухе.
Джордан умело совмещает находки и достижения предшественников: узоры и тени на теле модели
Тот снимок, который приоткрывает принцыпы работы фотографа. По всей видимости без молчаливого согласия полиции в работе не обошлось.
По странной американской системе защиты «интимной информации» модели прикрывают гениталии и женские соски
Автопортрет в кругу моделей

Резюмируя скажу, что автору удается сделать работы максимально разнообразными по цвету, свету, композиции. Использует уличное освещение и добавляет источники искусственной подсветки. Группы моделей выстраиваются в горизонтальной и вертикальной плоскасти. Легкости придают театральные позы моделей. А еще — свободный перелет из одной части света к другой по мере просмотра фотографий.

В Санкт-Петербурге познакомиться с работами Джордана Маттера можно на выставке, открывшейся в Бертгольд центре, ул. Гражданская 13-15. Виртуальная площадка мероприятия в социальной сети: https://vk.com/dancers_after_dark

На открытие экспозиции организаторы, имеющие танцевальную историю, пригласили артистов балета. Их движения придали фотографиям динамики и объема.

 

В холодную питерскую весну сложно найти причины проводить много времени на воздухе, в городе. И я рекомендую зайти и посмотреть фотографии проекта в полном масштабе. В условиях цифрового засилия виртуальной цифровой копии мира восприятие аналоговой копии сродни обнажению на холодной улице. Иначе воспринимается грубина цвета и масштаб проекта. Выставка продлится до 25 июня 2017 года.