Капова пещера. Особенности фотосъемки

Мне повезло. Однажды мой бывший сокурсник по факультету журналистики, а теперь секретарь комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества, организатор объединения «Красный мамонт» Антон Юшко предложил мне поехать в экспедицию в Капову пещеру. Его всегда интересовала спелеология. К 18-ти годам он уже имел статус инструктора-спасателя. А в дополнение еще и прекрасным журналистом и фотографом подземного царства.

Спелеолог и фотограф Антон Алексеевич Юшко.
Спелеолог и фотограф Антон Алексеевич Юшко.

Нужно сказать, что глубокие пещеры лишены даже одного фотона света. Фотосъемка осуществляется на больших выдержках и картинка зависит от светового рисунка, который создает фотограф. В начале 1980-х годов он снимал на аналоговую камеру. Этот тип аппаратуры очень требователен. Фотограф не может сразу увидеть результат и сделать коррекцию. Антон использовал в качестве материала — цветную обращаемую пленку (слайд). А это сложнее и дороже.

Слайдфильм о крымских пещерах показали даже по местному  каналу телевидения Львова.

Итак, мы поехали в Башкортостан, на территории которого и находится Капова пещера в заповеднике «Шульган-Таш».

Я вел техническую съемку изображений наскальной живописи доисторических предков современного человека. Тщательная, аккуратно выполненная фотофиксация изображений и пространств пещеры позволяет специалистам искать и находить среди пятен, следов грязи и в тенях рисунки древних художников. В такого рода работе нет места творчеству. Важно точно и достоверно отобразить «стены» объекта. Правильный угол, правильное освещение. Вспышка с рассеивателем. Для повышения точности мы дублировали каждый сюжет, прикладывая цветовую шкалу, с помощью которой можно восстановить  баланс цвета.

Экспериментируя, я устанавливал различные настройки съемки фотокамеры. Например, высокую насыщенность и контрастность. Это должно было усилить изображение там, где рисунки были тусклыми, слабо заметными. Но практика показала, что такие файлы не были востребованы.

От нас ждали только фиксации. Но такие снимки не передают исторического масштаба объекта, эмоции людей, прикасающихся к «чуду» и атмосферы, которую создает пещера. Поэтому все  свободное время мы занимались творчеством. Только так можно передать красоту и создать у зрителя эффект присутствия.

Вот краткий пересказ того, чему я научился.

Под руководством метра снимаю каждый сантиметр пещеры. Фото Антона Юшко.
Под руководством метра снимаю каждый сантиметр пещеры. Фото Антона Юшко.

Свет

Итак,  критически важным для организации фотосета в пещере будут источники искусственного освещения. Мы использовали накамерные вспышки, галогенные светильники, фонари.

Начнем с описания работы со вспышками. Их удобство — в компактности. Они синхронизируются процессором фотокамеры. Если нужно достоверно зафиксировать детали — это прекрасный инструмент. Если в пространстве высокая влажность воздуха, то встроенная или накамерная вспышка, стандартные настройки их работы, не подойдут. Пучок света зафиксирует  облако пара неопределенной формы. Избежать этого не удастся, так как оно часто  невидимо обычным глазом.

Источником света была накамерная вспышка. С ее помощью камера зафиксировала пары, невидимые фотографу.

Нужно учесть, что при средней температуре воздуха в пещере около +6 градусов, съемке может мешать даже пар от дыхания фотографа.

 

Источником света была накамерная вспышка. С ее помощью камера зафиксировала пары, невидимые фотографу.
Источником света была накамерная вспышка. С ее помощью камера зафиксировала пары, невидимые фотографу.

Нужно учесть, что при средней температуре воздуха в пещере около +6 градусов, мешающий съемке пар может выходить и от дыхания фотографа.

Кроме того, снимки со вспышкой создают плотное освещение небольших зон, что делает картинку плоской. Пропадает атмосфера сумрачного бытия спелеологов, освещающих себе дорогу небольшими фонариками.

Накамерная вспышка с прямо направленным импульсом сделала снимок плоским и уничтожила полутемную атмосферу работы спелеолога, чье пространство подсвечивает только налобный фанарик.

Накамерная вспышка с прямо направленным импульсом сделала снимок плоским и уничтожила полутемную атмосферу работы спелеолога, чье пространство подсвечивает только налобный фанарик.
Накамерная вспышка с прямо направленным импульсом сделала снимок плоским и уничтожила полутемную атмосферу работы спелеолога, чье пространство подсвечивает только налобный фонарик.

Для подсветки крупных объектов и просторных залов (полости Каповой могут дать фору по размеру храмам и дворцам) приходилось делать многократные импульсы. Я устанавливал фотокамеру на штатив. Включал настройку, при которой после съемки и обработки изображения включался экран просмотра и появлялся сделанный фотоснимок. Переводил фотоаппарат в ручной режим. Открывал шторки затвора камеры. Брал накамерную вспышку, включенную в ручном режим работы, и за время одной выдержки делал серию (от десяти до шестидесяти) импульсов света. Я старался осветить разные участки скалы. Количество импульсов подбирал эмпирическим путем. Точное количество  можно рассчитать, но для этого нужно знать площадь зала.

Снимок этой скалы с лицом чудовища сделана при открытых шторках и около 25-ти импульсов накамерной вспышки.
Снимок этой скалы с лицом чудовища сделана при открытых шторках и около 25-ти импульсов накамерной вспышки.

А теперь представьте мое удивление и благоговейный ужас, когда в кромешной темноте после двух-трех минут обработки файла камера включилась и на экране вместо скалы я увидел это лицо чудовища!

Группа спелеологов у скалы с рисунками, освещенными прожекторами.
Группа спелеологов у скалы с рисунками, освещенными прожекторами.

Альтернатива вспышки — галогеновые светильники. Наш коллега Андрей Голиков развернул бензиновый генератор мощностью примерно в 1,2 кВт в стороне от входа в пещеру. Чтобы протянуть провод в зал Рисунков ему пришлось пройти половину пещеры с огромными мотками проводов, укладывая их аккуратно в стороне от тропы, острых камней и воды.

Мы пробовали различные варианты освещения этими галогенными светильниками. И самые удачные комбинации, на мой взгляд, — когда один из источников светил контровым светом (то есть буквально в объектив), прорисовывая края стен и потолков, выделяя светом и тенью все неровности. А второй подсвечивал обратную, теневую сторону (см. фото).

Два равных по силе источника света по диагонали вскрывают тьму пещеры.
Два равных по силе источника света по диагонали вскрывают тьму пещеры.

В силу большой протяженности пещеры и ее отдельных залов часто приходилось просвечивать пространство сразу двумя прожекторами в одном направлении.

Два прожектора общими усилиями открывают зал Бездна.
Два прожектора общими усилиями открывают зал Бездна.

Еще один из способов, который я могу рекомендовать: съемка темного силуэта на фоне подсветки заднего плана.

Человек присутствует в кадре, но отходит на второй по значимости план.
Человек присутствует в кадре, но отходит на второй по значимости план.

Подземное развлечение — съемка при которой тень становится самостоятельной фигурой.

Пугающая тень кажется готова схватить ничего не подозревающего спелеолога (справа).
Пугающая тень кажется готова схватить ничего не подозревающего спелеолога (справа).

Третьим вариантом света стали прожекторы, сделанные членом экспедиции Олегом Минниковым на основе автомобильных противотуманных фар и портативных аккумуляторов. Мощные лучи позволили ему «рисовать» светом на длинной выдержке. Длинна выдержки подбиралась опытным путем и составляла от 2 до 10 минут .

Спелеолог подсвечивает пространство пещеры с помощью прожектора конструкции Олега Минникова.
Спелеолог подсвечивает пространство пещеры с помощью прожектора конструкции Олега Минникова.

Как передать масштаб происходящего?

Отличие съемки в скалах заключается в том, что глазу зрителя трудно понять масштаб. Огромная гора камней может казаться макросъемкой. В кадре требуется присутствие привычного глазу объекта, который определит высоту и глубину зала. Например, фигура человека.

Фигура спелеолога помогает зрителю определить масштаб объекта.
Фигура спелеолога помогает зрителю определить масштаб объекта.

Raw_172

А еще человек на снимке невольно заставляет зрителя оценивать  агрессивную среду, окружающую героя.

Девушка спелеолог карабкается по застывшим наплывам.
Девушка спелеолог карабкается по застывшим наплывам.

Человек в кадре: как должна выглядеть одежда.

Яркая форма придает особый калорит даже бытовым кадрам.
Яркая форма придает особый колорит даже бытовым кадрам.

Благодаря Антону мы все были обеспечены водонепроницаемыми яркими костюмами спелеологов импортного производства и легкими удобными касками.

Спелеологи в проеме одного из залов Каповой пещеры.
Спелеологи в проеме одного из залов Каповой пещеры.

На фоне марсианских пейзажей в одинаковой форме мы выглядели единой командой. Комбинезоны придавали серьезности нашим действиям и сообщали о важности целей.

Но лично мне больше импонировала изрядно поношенная форма и каска руководителя экспедиции Ю.С. Ляхницкого. Казалось, в нее впиталась вся правда интересной, но суровой жизни исследователя.

Ю. С. Ляхницкий
Ю.С. Ляхницкий

Благодаря этой разнице (яркая современная одежда спелеологов и аутентичная отечественная форма  геологов) снимки получились разные по стилю и по настроению.

Возможно это один из лучших кадров, где есть герой, критическая среда и удивительное творение древних художников.
Возможно это один из лучших кадров, где есть герой, критическая среда и удивительное творение древних художников.

О том, как важно защищать оптику и фототехнику

Я использовал дополнительный батарейный отсек. Он увеличивает запас энергии и защищает нижнюю часть камеры от удара. Корпус аппарата закрывал полиэтиленовой пленкой. В последующем купил бокс для подводной съемки и прозрачный противодождевой чехол (рукав).

Моя камера в защитном пакете. Фото Антона Юшко.
Моя камера в защитном пакете. Фото Антона Юшко.

Оптика защищалась светофильтром и блендой.
До места проведения съемки транспортировал фотокамеру в рюкзаке. На месте раскладывал его так, чтобы аппаратуру можно было положить поверх и обезопасить от удара о каменную поверхность,  случайно не положить в воду и не задеть за мокрую глину.

Еще советую не выпускать камеру и фоторюкзак из рук. Не доверяйте даже друзьям. Приятель в попытке помочь мне подняться на склон схватил за руку и вырвал рюкзак. По инерции он что есть силы ударился о скалу. Новенькая (в тот год) фотокамера Nikon D200  удар пережила, но сбились юстировки. А до ближайшего сервисного пункта — несколько сот километров. В тот раз мне помогла камера-дублер. Знаю, что в опасные места Антон брал с собой портативный фотоаппарат («мыльницу»).
Менять карты памяти, батареи и объективы в условиях высокой влажности — не желательно. В критической ситуации обдуманно рисковать можно, но мы избегали это делать.

К слову, пещера каждую экспедицию «забирала» у меня по объективу: легкие, дешевые «стелка» фирмы Сигма, практически не защищенные от пыли и влаги, сразу после поездки на Урал начинали барахлить.
В пещере и в горах легко уронить принадлежности. Но бывает так, что их никогда уже не достать. Я «оставил» потомкам бленду объектива.

Резюме

Съемка в пещере — это испытание фотокамеры в условиях агрессивной среды. Защищайте себя и технику! Постарайтесь не подвергать аппаратуру дополнительной нагрузке.

Советую вести съемку со штатива на длинной выдержке. Для этого нужен прочный, по возможности, тяжелый штатив.

Используйте все возможные источники света для передачи масштаба объекта, окраски блеклых поверхностей скал, камней и глинистых участков. Размещайте свет так, чтобы в кадре появились второй, третий планы.

Переходите на высокие значения ISO и короткие выдержки (не менее 1/15 сек.) для съемки людей.

Чтобы проработать минимальным количеством света людей и предметы на переднем и заднем плане пробуйте снимать наложением двух экспозиций в одном кадре.

Проверяйте полученное изображение на экране на предмет резкости. Оцените степень освещенности кадра по гистограмме. С учетом выявленных ошибок проведите коррекцию настроек в ручном режиме и делайте дубли.

Для эмоциональности фотографии вы можете установить режим съемки с предустановками высокой контрастности и насыщенности. Но обязательно запишите файлы в формате RAF (для камер Никон — NEF). Это позволит корректировать результаты при пост обработке.

Пользуйтесь аккумуляторами с большим запасом емкости. В холоде батарея быстрее разряжается, а потребность делать множество дублей потребует большого расхода электроэнергии.

Не забывайте и о карте памяти с большой емкостью.

Используйте универсальный зум-объектив или две камеры с разными объективами, так как лучше не менять оптику в пещере.

© Михаил Тихонов