Капова пещера. Общие сведения

Огромный портал при входе в пещеру Каповая (Шульган-Таш).

При всем величии и значении территории, которую называют Россия, здесь не так много знаковых мест.
Сразу нужно оговориться: в отличие от природных памятников, древняя история России мало исследована. А то, что открыто — не произведет впечатление на человека, избалованного сверхнасыщенными и детализированными голливудскими фантастическими фильмами.
Мне повезло увидеть одно из мест, которое потрясает с первого взгляда. А потом еще долго удерживает внимание, постепенно открывая события и открытия с ним связанные. 

Каповая пещера. Здесь переворачивается представление о мировой истории. Вместе с тем, этот феномен мало знаком соотечественникам и не часто посещается организованными туристическими группами. Спросите ради интереса своих близких и дальних знакомых, поймете сами. А вместе с тем короткая информация о пещере была представлена в учебниках средней школы!

В этой проблеме существует экономическая составляющая (до недавнего времени оказаться в египетской Долине пирамид  было проще и дешевле, чем из Петербурга приехать на Урал или на Байкал). И гуманитарная: российские чудеса света не так разрекламированы.
Собственно, Каповая представляет собой полость в Уральских горах на юге республики Башкирия (Башкортостан). Башкиры дали этому месту собственное название: Шульган-Таш. Спор о названии и национальной принадлежности  не имеет отношения к этому объекту: история освоения этого места ведет начала со времен, когда не существовало современного человека.

Река Шульган, чье течение тысячелетия создавало пещеру.
Река Шульган, чье течение тысячелетия создавало пещеру.

Местность украшает распадок гор и поворот реки Белая, — которую облюбовали для сплава уральские туристы-водники.

Белая река. Вид горы Шульган.
Белая река. Вид горы Шульган.

Но особое значение пещере придают наскальные изображения эпохи позднего палеолита, когда на планете обитали кроманьонцы. Согласно Википедии, «уран-ториевое датирование показало, что самые древние рисунки в Каповой пещере были сделаны 36400 лет назад».

Остатки рисунка мамонта в пещере Каповая в зале Рисунков.
Остатки рисунка мамонта в пещере Каповая в зале Рисунков.

Эта немыслимая, астрономическая сумма лет, эпох и тысячелетий. Для современного человека такой возраст не поддается осмыслению.

Историки словно бы списывают в небытие шлейф древнего мира, находя для этого убедительные доводы. Внезапно летоисчисление прерывается и люди охотно ведут новый отсчет. От сотворения мира. От всемирного потопа. От рождения нового мессии. От воцарения самодержавного рода или со дня революции… Словно «Иваны не помнящие родства», люди оставляют земли предков, забывают родные язык, предания, знания, семьи, навыки и память о времени, память о прошлом.

Слева - сифон у входа в пещеру глубиной около 400 м.
Слева — сифон у входа в пещеру глубиной около 400 м.

Показательной мне кажется история открытия рисунков. Существование пещеры было известно из покон веков. Она даже стала частью народного эпоса. Но научное исследование началось в XVIII веке. Две сотни лет пространство исследовали академики, ученые, этнографы. Но открытие  совершил в 1959 году «случайный» человек, зоолог,  работавший в заповеднике, скорее даже скрывавшийся от репрессий, потомок дворянского рода А. В. Рюмин. Александр Владимирович поделился своим открытием с археологической элитой со страниц журнала. Но ученые мужи опубликовали множество убедительных аргументов, которые должны были успокоить публику и поставить выскочку в причитающийся ему угол забвения и научного позора.

Как вы догадываетесь, отстранив Рюмина, скептики уже сами организовали высоконаучные экспедиции и постепенно присвоили себе, точнее получили на свое имя академические лавры открытия.

Но это уже другая история.

Что же касается рисунков, следует отметить, что многие специалисты называют эти артефакты живописью. И действительно, фактура скалы и рука древнего человека воссоздала для нас атмосферу древнего мира. Даже двухмерные существа, похожие на мамонтов, лошадей, быков, носорогов аутентичны и прекрасны.

Спелеологи из группы Красный мамонт в Зале рисунков рассматривают древнейшие изображения.
Спелеологи из группы Красный мамонт в зале Рисунков рассматривают древнейшие изображения диких животных.

Я сделал фотографии для Русского географического общества, Всероссийского геологического института, который в лице Ю. С. Ляхницкого, автора последней красочной монограммы о пещере, ведет многолетние исследования объекта. Анализ снимков дает основания полагать, что художники древности рисовали объекты живой природы трехмерными.

DSC_0948
Юрий Сергеевич Ляхницкий у одной из групп наскальных рисунков пещеры.

Также разумным мне кажется предположение, что сохранившийся на камне — это только контур, общие очертания более сложного и вероятно даже цветного рисунка. Охра въелась в структуру камня и, хотя краска расплылась, утратила четкость линии, но тем не менее сохранилась (в отличие от других красящих природных пигментов, для которых воздействие влаги и времени оказалось губительно). И вполне возможно, когда-то рисунки Каповой были сравнимы с произведениями французской пещеры Ласко (Grotte de Lascaux). Может быть напоминали древний аналог настенной росписи дворцов. И тогда уже закономерным становится предположение, что пещера не только храм искусства, сколько капище, объект храмового искусства.

Древняя живопись, объединяющая сила искусства, только один из примеров единства европейской и евразийской цивилизации. Урал — восточная граница Европы. Единство россиян с нашими извечными соперниками и партнерами с Запада имеет невероятную историческую глубину. И даже общие корни! И то, что нас с двух сторон искусственно разделяют политики и мыслители — неконструктивно для мира и истории.

Спелеологи ведут замеры микроклимата Каповой пещеры
Спелеологи обследуют пространство пещеры.

Гигантский памятник человеческой цивилизации, Каповая пещера, просуществовала немыслимое количество лет. Вместе с тем она может исчезнуть . Это связано с ее хрупкостью. Тяжелые каменные плиты скалы давит к земле. Во многих залах Каповой видны последствия обрушений огромных  глыб. Также рисункам угрожают микроклиматические отличия объекта, которое явствует из его названия (капля, капель, Каповая). Место влажное. Стены и потолок тут и там покрывает роса. Некоторые залы укрывает туман. Влага губительно сказывается как на скалах, которые она точит, так и на рисунках.

Современные надписи на стенах - настоящее бедствие.
Современные надписи на стенах — настоящее бедствие.

Еще одна проблема — человеческое воздействие. Своим дыханием, теплом, мусором люди разрушали микроклимат, вызывали развитие новых видов разрушительных бактерий и плесени. Но посетители еще и физически уничтожали артефакты древней культуры, оставляя надписи на древних стенах,  недостойные даже менее развитых предков.
Поэтому в настоящее время доступ к рисункам закрыт. Ведутся работы по реконструкции, поиск способов консервации изображений. Свободная для посещения осталась привходовая часть, где художник, как смог, сделал копии самых известных рисунков.
Таким образом, увидеть чудо обычному человеку уже нельзя. Остается надеяться на чудо. Чтобы мы не были тем поколением при котором рисунки были открыты и уничтожены.

Группа спелеологов идет по Каповой пещере в зал Рисунков
Группа спелеологов идет по Каповой пещере в зал Рисунков