КИНО. ТЕАТР. Выставка фотографий Валерия Плотникова

Фотовыставка Валерия Плотникова Кино-Театр
Валерий Плотников (в центре) на открытии выставки своих фотографий «Кино-Театр» в арт-пространстве «Конюшенная, 2».

   Между веком цифровой фотографии, социальных сетей и прошлой историей страны возникает безбрежная пропасть. Она угрожает оставить современное поколение «без памяти», опыта, истории и философской мысли. Пришла пора строить мосты в будущее. И не для того, чтобы оторваться от настоящего, а чтобы соединить нас, наших предков и наших потомков.

 

   Эту проблему просто описать. Но сложно решить. Изменились каналы и технология передачи, а также восприятия информации. Создавать и вести социальные профили старых мастеров часто бывает бесполезно: многие художники враждебно и весьма болезненно настроены в отношении современных технологий, как, впрочем, всего, что не «сделано» руками. Петербургский скульптор Дмитрий Каминкер в нашей беседе сказал, что он «делает Это», а вы (тут он указал на мою цифровую камеру) «делаете Как_бы», и «Как_бы Это побеждает». Цифровая копия побеждает «реальное» искусство…

   Но все же есть способ представить достижения «прекрасной эпохи» молодежи. Например, по средством выставки в модном месте.

   Вот и пример: открывшаяся в начале декабря 2016 года в арт-пространстве «Конюшенная, 2» выставке фотографий Валерия Плотникова.

Фотовыставка Валерия Плотникова Кино-Театр

Фотовыставка Валерия Плотникова Кино-Театр
Фотовыставка Валерия Плотникова «Кино-Театр»

   Залитое неровным льдом плохо освещенное пространство от арки до входа в помещение, обшарпанные фасады домов, — кажется все наводит на мысли о приближающемся конце Света или царстве андеграунда. Над дверьми вывеска «КИНО-ТАТР», окончательно сбивающая с толку.

   Большой зал вмещает в себя около сотни портретов актеров, режиссеров, музыкантов, дирижеров и исполнителей. Герои автора (за редким исключением) — знаменитости советского времени. Добившиеся успеха и народной любви.

   Когда рассматриваешь фотографии не оставляет ощущение чрезмерной законченности образов. Излишнего классицизма.

Фотовыставка Валерия Плотникова Кино-Театр

   Вместе с тем нужно отметить, что фотограф стал по-сути новатором нового для советского зрителя стиля «гламур». Он создавал своим аппаратом фотокартины.

Фотовыставка Валерия Плотникова Кино-Театр

   Они богаты. Но кажущееся богатство интерьеров на поверку оказывается хаотичным набором антиквариата семьи фотографа или персонажа.

Фотовыставка Валерия Плотникова Кино-Театр

   Просто автору удавалось успешно пользоваться окружающими предметами, фактурами стен, узором керамического пола, декорациями. В его снимках все смотрится элегантно.

Фото Валерия Плотникова. Обратите внимание, как академично смотрится интерьер и рисунок пола.
Фото Валерия Плотникова. Обратите внимание, как академично смотрится интерьер и рисунок пола.
Человек в орнаменте пространство. Красота из обычных зрительских стульев.
Человек в орнаменте пространство. Красота из обычных зрительских стульев.

   Плотников оказался и в числе тех первых модных фотографов, кто проложил в гламурной фотографии путь монохромному, минималистичному фону. То, чем сегодня пользуется активно Vogue и другие глянцевые издания, модные дома и телеканалы. Причем свою белую стену русский фотохудожник создавал прямо на кухне собственной квартиры.

Черное и белое, человек и его инструмент. Коротко, емко, вкусно сделано.
Черное и белое, человек и его инструмент. Коротко, емко, вкусно сделано.
А это - относительно новая работа.
А это — относительно новая работа.

   Еще одно революционное открытие, к которому фотограф также причастен — сочетание эротики и гламура в снимках знаменитостей.

Фотовыставка Валерия Плотникова Кино-Театр

 

   У мастера есть и более откровенные снимки. Но все они по-советски и светски скромны, обоснованы особенностью сценической постановки, воссозданной актерами в кадре или типажом героя.

   Валерия Плотникова довольно поздно оценили. Во-первых, он не был постоянным фотографом киностудии или театра. Поэтому свою страсть к определенной манере в фотографии он чаще развивал как хобби. Кто же из конкурентов знал, что Плотников открыл новую, ни кем не занятую нишу?!

Фотовыставка Валерия Плотникова Кино-Театр

Две из многих публикаций в советских "модных" журналах.
Две из многих публикаций в советских «модных» журналах.

   Он — баловень судьбы. Окружавшие его знакомые постепенно становились маститыми актерами, режиссерами и дирижерами. Все его портреты сделаны «по-знакомству» (это полная удивления, восхищения и ненависти фраза показывала границу возможности одних и свободу других). Но Плотников один из немногих людей, кто не упускал дар судьбы. И если вы знаете мэтра, то понимаете почему: он «упертый» нонконформист. Не может довольствоваться хорошим результатом. Готов мучать себя и других, добиваться цели трудом.

Некоторые старые работы Плотникова смотрятся весьма современно.
Некоторые старые работы Плотникова смотрятся весьма современно.

   Удивительное сочетание успеха, упорства и расположения судьбы, не малые профессиональные знания, общая эрудиция привлекали к нему множество харизматичных людей. Мало кто знает, что Плотников вместе жил и дружил с Высоцким. Он до сих пор неохотно раскрывает фотографии поэта, считая их очень личным, дружеским и даже отчасти «семейным» архивом.

   Архив фотографа мог удивить любого бильд-редактора советской поры. Так, например, среди публикаций — много украинских актеров, напечатанных в украинских же журналах о кино, театре и событиях культуры. Словно на Украине не было пленки, камеры и желающих делать соответствующие снимки. Он мог предоставить редакции фото Микеланджело Антониони, который избегал камеры где только мог.

   В какой-то момент Плотников собрал у себя высококлассные портреты практически всех звезд и заставил всех воспринимать себя как специалиста по светской тусовке своего времени.

Стена славы - обложки старых советских журналов с фотографиями Валерия Плотникова
Стена славы — обложки старых советских журналов с фотографиями Валерия Плотникова

   Рассматривая творческое наследие видишь композиции, которые стали уже классикой жанра. Но время от времени встречаешь и то, что до сих пор не видел.

Фотовыставка Валерия Плотникова Кино-Театр
Фотовыставка Валерия Плотникова Кино-Театр

   Выставка на Конюшенной, 2 приурочена к выходу 9 альбома фотографий Валерия Плотникова. И, как говорят его знакомые, мэтр вел своеобразный отсчет книгам: 0-1, 0-2, 0-3 и т.д. И, вроде как, 0-9 — это его последнее и окончательное издание. Мысль о конце пути усиливается и сменой поколения звезд и распавшейся в прах эпохой и недомоганием, которое присуще возрасту.

   Однако я вижу здесь не тупик, а смену вектора. Ведь мы не видели еще «Плотников 2-0» и перехода его творчества в виртуальную реальность. Не увидели школы фотографии.

Михаил Тихонов (Утянский)

PS В материале «процитированы» некоторые работы Валерия Плотникова. Качество копирования оставляет желать лучшего, но моей целью было убедить вас посмотреть оригиналы.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Нажмите на иконку любимой соц. сети расположенную ниже.